Главными критериями при выборе риэлтора для россиян оказались стоимость услуг конкретного агента и возможная безопасность будущей сделки с недвижимостью. Такой вывод содержится в исследовании Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). В мае 2016 года социологи опросили 1,6 тыс. человек из разных регионов России: респондентам из 140 городов предложили выбрать основные критерии, на которые следует ориентироваться при подборе риелтора. Цену услуг и надежность сделки назвали наиболее важными критериями 66% опрошенных.

На втором месте по популярности оказалась положительная репутация риелтора на рынке — этот ответ выбрали 58% респондентов, следует из материалов НАФИ. Семь лет назад репутация считалась наиболее важным фактором, утверждают авторы исследования: в опросе 2009 года этот аспект набрал больше всего голосов.

Наименее важным пунктом оказался размер агентства недвижимости – на эту деталь обращают внимание только 9% россиян, когда-либо обращавшихся к риэлторам, пишет НАФИ. Сопоставимый результат у членства конкретного агентства в ассоциации риэлторов – этот момент интересует только 12% респондентов, говорится в отчете. Суммарные показатели ответов превышают 100%, так как при опросе респонденты могли выбрать несколько вариантов.

Наиболее важные аспекты при выборе риэлтора по мнению россиян, %

2008

2009

2016

Приемлемая стоимость услуг

38

38

66

Безопасность и надежность сделок

46

38

66

Положительный опыт работы на рынке/положительная репутация

51

44

58

Открытость, прозрачность деятельности компании

27

27

46

Высокая профессиональная квалификация сотрудников

36

33

44

Рекомендации друзей и знакомых

41

Высокое качество сервиса

25

19

38

Предоставление полного комплекса услуг для покупателей и продавцов недвижимости

27

18

30

Наличие системы скидок

21

14

21

Предложение большого количества объектов на разных стадиях строительства

14

8

19

Наличие договора с банком/банками, содействие в получении ипотеки

18

10

18

Членство в ассоциации риэлторов

7

6

12

Размер компании/ то, что это крупная компания

14

11

9

По данным НАФИ

За последние семь лет доля россиян, когда-либо обращавшихся к риэлторам, выросла с 20% до 41%, утверждает НАФИ. Одновременно в России снизилось доверие к риэлторскому сообществу: если в 2009 году вариант «я не доверял и продолжаю не доверять агентствам недвижимости» выбрали 13% опрошенных, то в мае 2016 года их доля выросла до 18%. Вариант «стал относиться к риэлторам с меньшим доверием, чем прежде» выбрали 14% ответивших (в 2009 году доля этого варианта составляла только 9%), сообщает НАФИ.

Антон Погорельский

Источник статьи