«Платить меньше — жить лучше!» — девиз председателя ТСЖ в Новом Уренгое Анатолия Олейниченко. Ему действительно удаётся содержать дом образцово-показательным при тарифе ниже городского.

Новый Уренгой. © /

Михаил Фомичев

/ РИА Новости

В управдомы Анатолий Олейниченко попал случайно. Механик с высшим образованием, в последние годы он занимался частным предпринимательством. В 2009 г. купил нежилое помещение в возводимой новостройке. «Деньги вложил, а толку? — вспоминает он. — Электричества нет, подъехать к дому нельзя. У собственников квартир свои беды — треснувшие стеклопакеты, обвалившиеся потолки и плитка в ванной, неработающие полотенцесушители. В одном из подъездов холодные батареи, а вместо горячей воды еле тёплая (и это на Крайнем Севере!). Оказалось, в доме отсутствовали насосы, которые бы разгоняли тепло равномерно по всем квартирам».

Как выйти из ТСЖ?

Собственники создали ТСЖ, а председателем выбрали человека из архстройнадзора — надеялись на его опыт. Но получилось всё наоборот. Председатель бездействовал. «Как оказалось, он был нужен застройщику, чтобы передать дом с недоделками управляющей компании (УК), — говорит Олейниченко. — А дальше живите как хотите. УК кивает на то, что ей такой дом достался, а застройщик ссылался на документы, подписанные собственниками. Люди же расписывались не только за свои метры, но и за общедомовое имущество. Застройщики знают, что народ не осведомлён в вопросах ЖКХ, и пользуются этим. Экономят на отделке, качестве, насосах и трубах. А когда люди потом жалуются, им говорят: «Сами виноваты. Кто подписал, что общее имущество в порядке?».

«Занимайся сам!»

Анатолий Олейниченко, который ещё недавно понятия не имел, что такое ТСЖ и как устроены трубы в доме, ринулся решать проблемы, и жильцы выбрали его новым председателем. Начал настаивать на разрешении ситуации с отоплением и горячей водой, но в УК сказали: «Не нравится — занимайся сам». И в 2013 г. ТСЖ взяло на себя полное обслуживание дома.

Как признаётся Анатолий, первые месяцы он спать не мог. Это же какая ответственность! Надо выставлять жильцам квитанции, рассчитываться с поставщиками, устранять строительные недоделки и аварии… Но у него всё получилось. Долгов перед ресурсоснабжающими компаниями у ТСЖ нет, да и жильцы довольны — новостройка эконом-класса превратилась в элитное жильё. В подъездах на стенах висят зеркала и картины, на некоторых этажах стоят вазы с цветами, во дворе — детская площадка, скульптуры, озеленение.

Вечный засор. Кто должен следить за мусоропроводом в доме?

Соседи Анатолия по дому, в котором он жил, начали упрекать: «Что это ты такую красоту в чужом доме навёл! Почему не в нашем?» Он долго не поддавался на уговоры, пока однажды не услышал упрёк в мэрии: «Новостройку легко содержать. А ты попробуй заняться старым жилфондом, в котором всё рушится». Он взялся и за полгода так преобразил родную 9-этажку, построенную 30 лет назад, что её нельзя было узнать. В подъездах стало светло, тепло и красиво. На стенах вместо обшарпанной краски и объявлений — модный кирпичик, вместо грязных лифтов — капитально отремонтированные, с зеркалами. Появились новые почтовые ящики, стеклопакеты, входные двери с хорошей тепло- и звукоизоляцией, причём наружная — стеклянная. «У нас некоторые личности любят пописать в подъездах. А за стеклом это делать неудобно, тем более теперь стоят светодиодные светильники с датчиками движения. Зашёл сделать дело, а тут тебя раз — и подсветили! — говорит председатель ТСЖ. — Кстати, светодиоды хорошо экономят энергию, и менять их приходится раз в год, а не каждые 2 недели, как лампы накаливания».

Поражает, насколько серьёзно управдом относится к мелочам, из которых состоит ЖКХ. «В тамбуре со времён СССР была решётка, чтобы подошвы от грязи очищать, но женщины постоянно в ней каблуки ломали, а дети запинались. Поэтому мы её зацементировали и положили резиновый коврик, — говорит он. — В кабине лифта сделали поручень для детей, а для рекламщиков повесили доску, поэтому стены они нам больше не портят».

Тариф будет ниже?

Когда новый управдом стал разбираться с отоплением, выяснилось, что общедомовые счётчики были умышленно сломаны и жильцы круглый год платили по нормативам. Выходило больше 3 тыс. руб. в месяц за 3-комнатную квартиру. Счётчики отремонтировали, и платежи снизились примерно на 40% — зимой за тепло стали отдавать по 3-4 тыс. руб., а летом — 0.

К тому же после заделки швов, установки стеклопакетов в подъездах, новых дверей и наладки системы отопления дом стал «съедать» значительно меньше энергии, что тоже отразилось на суммах в квитанциях жильцов. Мало того, они теперь освобождены от оплаты ОДН. «За общедомовые нужды платит ТСЖ. Нам хватает денег, которые люди платят за содержание дома», — объясняет управдом Олейниченко.

Что такое общедомовые нужды (ОДН)?

Сначала ТСЖ работало по городскому тарифу — 43,03 руб. с 1 кв. м (9-этажка с лифтом). Потом муниципалитет поднял цену до 47,22 руб., но ТСЖ оставило тариф на прежнем уровне. Кстати, когда управдомы средней полосы России, где расценки до 30 руб. за 1 кв. м, слышат о северных тарифах, они обычно говорят: «Да за эти деньги и мы могли бы такую же красоту навести!» Но факт остаётся фактом — большинство УК Нового Уренгоя, работающих за 47,22 руб., почему-то этого не делают, а ещё и жалуются на низкие тарифы, которых ни на что не хватает… Так что муниципальная цена может вырасти и до 60 руб. А Олейниченко собирается её уменьшать.

«Когда в доме всё переделаем, тариф на обслуживание снизим. Зачем заставлять людей переплачивать? — говорит управдом. — Если грамотно управлять домом, можно создать комфортные условия за минимальные деньги».

Источник статьи